"Как в Петербурге продолжают оказывать помощь «нековидным» пациентам в условиях пандемии"
С увеличением числа пациентов, инфицированных COVID-19, уже 15 больниц Петербурга были перепрофилированы для их лечения. Вместе с тем продолжают работу медицинские учреждения, в которых оказывается помощь больным с экстренными и онкологическими патологиями, а также людям, чьи болезни требуют безотлагательнго вмешательства. Об изменении порядка работы учреждений в связи с пандемией, уникальных мерах предотвращения заноса коронавирусной инфекции в отделения больниц и недопущении заражения сотрудников — в материале “Ъ-СПб”.
В настоящее время в Петербурге значительное количество больниц как петербургского, так и федерального подчинения начали перепрофилировать для лечения больных COVID-19. Так, по данным комитета по здравоохранению Петербурга, еще до 28 апреля больных новой коронавирусной инфекцией принимали восемь стационаров взрослой сети (3651 койка) и один стационар детской сети (362 койки). На данный момент этот список пополнился еще шестью медицинскими учреждениями. Число заболевших новым коронавирусом ежедневно увеличивается, на момент подготовки материала в городе было зарегистрировано более 5 тыс. случаев заражений, в том числе и среди медицинского персонала. Подобная ситуация нередко приводит к закрытию на карантин некоторых отделений в «нековидных» больницах. «И, как следствие, на больных другими заболеваниями остается меньше ресурсов»,— отмечает Андрей Плеханов, доктор медицинских наук, профессор, ведущий гинеколог Санкт-Петербургской клинической больницы Российской академии наук, профессор Первого СПбГМУ имени академика Павлова.
Так, 30 апреля стало известно о том, что в одном из стационаров-тысячников, работающих на прием экстренной патологии — НИИ скорой помощи имени Джанелидзе — среди сотрудников с начала апреля подтверждено 111 случаев заражения COVID-19. При этом, по заявлениям комздрава, институт продолжает работать в прежнем режиме, незначительно снизив поток пациентов, оказывая помощь больным по уникальным профилям, в том числе по ожогам и токсикологии.
Кроме того, по словам господина Плеханова, некоторые люди, нуждающиеся в лечении, просто не знают о том, какая помощь им может быть оказана в текущих условиях, и не обращаются за ней. «Если больным с экстренной и онкологической патологией понятно, в какие учреждения обращаться за медицинской помощью, то другие пациенты, лечение болезней которых также предполагает безотлагательное вмешательство, не понимают, куда им идти»,— добавляет он. Андрей Плеханов отметил, что многие пациенты удивляются тому, что операции продолжают проводиться при наличии соответствующих диагнозов, несмотря на условия пандемии.
Собеседники “Ъ” также отмечают, что многие сейчас боятся обращаться за медицинской помощью. Так, в Елизаветинской больнице (СПб ГБУЗ «Елизаветинская больница») столкнулись с тем, что нуждающиеся в помощи не вызывают скорую, так как напуганы, что их могут закрыть в больнице на 14 дней и они заразятся. «Но у врачей скорой помощи есть четкие инструкции: нет симптомов респираторных заболеваний — везём в “чистый” стационар, поэтому бояться не стоит»,— уточнил представитель больницы. По словам Андрея Плеханова, в какой-то мере у пациента происходит внутренняя борьба: не сделать бы хуже.
Штатный режим
После закрытия амбулаторно-консультативного отделения и дневного стационара Елизаветинская больница стала работать только как стационар экстренной помощи — то есть принимать пациентов с неотложными патологиями (инсульты, инфаркты, травмы, кровотечения.— “Ъ”) с обязательным наличием отрицательных результатов обследования данных пациентов на COVID-2019, а с заболеваниями дыхательных путей и симптомами ОРВИ — направлять в другие стационары, ставшие инфекционными. «Все плановые операции мы прекратили выполнять еще с 19 марта. Тогда заведующие отделениями в индивидуальном порядке обзванивали пациентов и объясняли, что вследствие эпидобстановки операции переносятся на неопределенный срок. Надеемся, что уже в начале июня сможем проинформировать каждого пациента о точной дате операции, которую пришлось перенести»,— отметили в больнице.
Сейчас в больницу ежедневно поступает до 300 человек, из них госпитализируются около 60%, остальные направляются на амбулаторное лечение по месту жительства (в поликлиники). В Елизаветинской больнице в настоящее время одновременно на лечении в стационаре находится около 850 человек, хотя он рассчитан на 1066 коек и до этого всегда они были заполнены. «Из-за отмены плановых операций и закрытия дневного стационара количество пациентов сократилось»,— добавили в Елизаветинской больнице. Там также добавили, что после окончания карантина (30 апреля) в травматологическом отделении № 2 оно будет готово вновь принимать пациентов (на момент публикации материала в больнице еще не подтвердили открытие данного отделения.— “Ъ”). «Ожидается много работы. Напомним, в Петербурге осталось лишь три стационара, дежурящих 24/7, куда по скорой будут привозить пациентов с травмами опорно-двигательного аппарата»,— резюмировал представитель больницы. Помимо «второй травмы», обсервационные мероприятия проводятся также в эндокринологическом отделении.
В НМИЦ онкологии имени Петрова рассказали, что в настоящее время из 405 коек занято примерно две трети. «Во-первых, потому что майские праздники — это длинные выходные, когда не проводятся операции, лучевая терапия, а пациенты находятся только под наблюдением. Во-вторых, в связи с карантином у нас не заполнено отделение детской онкологии, которое начнет заполняться 29 апреля»,— пояснили в НМИЦ онкологии имени Петрова. (По решению Роспотребнадзора отделение открыто, госпитализация в него началась с 1 мая.— “Ъ”). В НМИЦ также добавили, что планируют оставить заполняемость примерно на таком же уровне, что позволит повысить маневренность в случае возникновения новых очагов инфекции в стационаре. Ранее Центр хотели частично перепрофилировать для оказания помощи больным коронавирусной инфекцией, однако впоследствии учреждение не было упомянуто в соответствующем распоряжении Правительства РФ. На момент подготовки материала в связи с положительным тестом на COVID-инфекцию у восьми человек (это шесть сотрудников и два пациента) госпитализация пациентов временно прекращена в пяти отделениях: хирургическом отделении опухолей головы и шеи, хирургическом отделении онкоурологии, хирургическом отделении опухолей костей, мягких тканей, кожи, отделении химиотерапии и инновационных технологий, а также хирургическом отделении абдоминальной онкологии.
В среднем в НМИЦ онкологии имени Петрова госпитализируется по 50 человек в день, 30–40% из них проводится оперативное вмешательство. «Так, на прошлой рабочей неделе 20–24 апреля нами было выполнено 82 оперативных вмешательства, 132 пациента получили лучевое лечение, остальные — иные виды лечения»,— поясняют в медучреждении. Сейчас в НМИЦ онкологии имени Петрова принимают только тех, чья клиническая ситуация требует безотлагательной диагностики и лечения. «Есть медленно прогрессирующие новообразования, лечение которых можно отложить на один-два месяца. В любом случае решение о лечении того или иного пациента принимает медицинский консилиум»,— объясняют в НМИЦ.
По словам Евгения Шляхто, генерального директора Национального медицинского исследовательского центра имени Алмазова, который в случае необходимости могут частично перепрофилировать для лечения больных с COVID-19, данная мера не отразится на деятельности медучреждения и оказании помощи профильным пациентам. «Центр Алмазова — большое учреждение, в котором насчитывается около 1500 коек. Под перепрофилирование может попасть только треть из них»,— поясняет господин Шляхто. Он также отмечает, что в медучреждении не планируют снижать объемы специализированной высокотехнологичной помощи для больных с сердечно-сосудистыми патологиями, по направлениям нейрохирургии, онкологии, акушерства и гинекологии, а также беременным женщинам.
Господин Плеханов рассказал, что на сайте СПб клинической больницы РАН представлены разъяснения о том, с какими заболеваниями необходимо обращаться к хирургу уже сейчас, имея федеральные квоты на лечение. Несколько отделений больницы (кардиологии, онкологии, многопрофильной хирургии, неврологии, терапии) готовы принять пациентов с заболеваниями и состояниями, при которых отсрочка получения медицинской помощи на определенное время может повлечь ухудшение состояния, угрозу жизни и здоровью (в том числе онкологические заболевания, болезни сердечно-сосудистой и эндокринной системы; обострение хронических заболеваний).
Сегодня в стационарных условиях Петербургского онкоцентра в поселке Песочный лечение проходят более 400 человек. Пациенты, поступающие на плановое лечение, проходят экспресс-скрининг — забор анализов на COVID-19. По словам Владимира Моисеенко, профессора, директора Петербургского онкоцентра, общее количество операций не изменилось. При этом, в соответствии с мировой практикой, в настоящее время откладываются операции по удалению доброкачественных новообразований. «Также откладываем на один-два месяца предопухолевые состояния. Те ситуации, когда риска для жизни нет. Здесь мы подходим индивидуально к каждому нашему пациенту»,— объясняет господин Моисеенко. Примерно 600–700 пациентов ежедневно проходят обследование и получают консультации в амбулаторно-консультативном отделении Петербургского онкоцентра. Около 200 пациентов ежедневно приезжают в дневной стационар на химиотерапевтическое и радиологическое лечение.
Уникальные меры предосторожности
Пандемия COVID-19 в значительной степени изменила работу медицинских учреждений. Так, для поддержания режима «анти-COVID» все пациенты, поступившие в Елизаветинскую больницу, проходят через приемно-сортировочный бокс, где в изолированных помещениях проводятся необходимые исследования и забор биоматериала для анализов. Там имеются комплекты со спецодеждой, ультрафиолетовый рециркулятор воздуха, диспенсоры с антисептиками. При выявлении достоверных признаков ОРВИ или пневмонии больной экстренно перенаправляется в профильную больницу. Кроме того, сотрудники эпидемиологического отдела ежедневно проводят инструктажи для врачей дежурной службы по противодействию заносу и распространению инфекции. В больнице разработаны собственные алгоритмы выявления и маршрутизации пациентов с симптомами респираторных заболеваний в профильные учреждения. «За сутки мы перенаправляем 8–10 пациентов в такие стационары»,— добавляют в учреждении.
«Мы тестируем абсолютно всех экстренных больных. Если состояние кого-то из них вызывает сомнение, то такой пациент попадает в отделение так называемой изоляции до момента получения результатов коронавирусного теста»,— говорит Евгений Шляхто.
Поскольку вероятность заболеть COVID у онкобольных гораздо выше, чем у здорового человека, для предупреждения заноса коронавирусной инфекции все посетители Петербургского онкоцентра с конца марта проходят экспресс-тестирование на входе: термометрию, оксиметрию и сбор эпиданамнеза в виде анкеты, которая также является юридическим документом в силу введения правительством РФ уголовной ответственности за сокрытие фактов контакта. «В настоящий момент на всех входах в центр ведется монтаж системы тепловизионного комплекса для термометрии, закупленной на средства меценатов. Это должно сократить время проведения экспресс-тестирования и позволить проводить его еще более корректно»,— добавляет господин Моисеенко.
В НМИЦ онкологии имени Петрова рассказали, что имеющиеся в наличии тесты выполняются в сертифицированных лабораториях сутки и более. «Экспресс-тесты отсутствуют, что усложняет госпитализацию пациентов, мониторинг больных и врачей в отделении, выписку»,— отмечают в медучреждении. В настоящее время там ожидают лицензирования собственной клинической лаборатории, после чего появится возможность тестировать на COVID-19 пациентов и сотрудников методом ПЦР-диагностики. «Результаты сможем получать всегда через сутки, а может быть, через четыре-шесть часов. Это существенно упростит принятие управленческих решений»,— добавили в НМИЦ.
Владимир Моисеенко также сообщил, что после того, как два отделения онкоцентра оказались на карантине по причине выявления у пациентов контакта с COVID-положительным окружением, было принято решение о создании собственной системы взаимозаменяемости отделений. «Если одно из отделений закрывается на карантин вместе с пациентами и персоналом, его начинает дублировать резервное на базе мини-госпиталя, куда выходит вторая половина специалистов отделения. Таким образом мы не останавливаем поток плановых пациентов, который составляет около 60 человек ежедневно»,— отмечают в Петербургском онкоцентре.
По словам Андрея Плеханова, в СПб клинической больнице РАН есть разделение на так называемые «чистую» и «опасную» зоны. Люди с отрицательным тестом на COVID-19, поступающие по квотам на операции, которые нельзя отложить, находятся в одной части. А необследованные пациенты — в «опасной» зоне, на обсервации. «Эти потоки не пересекаются, а хирургические вмешательства проводятся в разных операционных. Поэтому, даже если мы получаем COVID- инфицированного пациента, это не потребует закрытия всего учреждения»,— рассказал врач-гинеколог СПб больницы РАН.
«В отделении реанимации у нас есть специальная палата-изолятор для “подозрительных” на COVID больных, кроме того, было решено выделить обсервационную палату в приемном отделении на шесть-восемь коек, в которой в течение суток за пациентами, переведенными из других больниц, наблюдают врачи»,— поясняют в Елизаветинской больнице.
В Петербургском онкоцентре также задумались об организации трансфера пациентов дневного стационара, чтобы также минимизировать их социальные контакты. «В настоящее время мы ведем переговоры об этом с “Яндекс.Такси”»,— говорят в медучреждении.
Сохранение персонала
В Елизаветинской больнице ежедневно продолжают работать врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал, уборщики — это около 1500 человек. «Немедицинский персонал мы отправили на удаленную работу: юридическая служба, экономисты, бухгалтеры, отдел делопроизводства, частично отдел по внебюджетной деятельности, IT-отдел. Кроме того, сотрудники, которые находятся в зоне риска (в возрасте от 65 лет, имеющие хронические заболевания эндокринной и сердечно-сосудистой систем) находятся на дому в режиме самоизоляции»,— пояснили в Елизаветинской больнице, добавив, что 14-дневный карантин на дому соблюдали все сотрудники, вернувшиеся из-за рубежа или контактировавшие с подозрительными на коронавирусную инфекцию людьми. «Ежедневно мы собираем данные о болеющих сотрудниках»,— подчеркивают в медучреждении.
Сейчас в больнице на обсервацию закрыто травматологическое отделение № 2 и эндокринологическое отделение. «У нас в штате есть врач-психотерапевт и психолог, к которым по необходимости можно обратиться по телефону или по Skype, но пока, насколько нам известно, такой необходимости не возникало»,— отметили в больнице, добавив, что недавно отпраздновал день рождения медицинский брат травматологического отделения № 2 Иван Морозов, оставшийся на обсервации. «Мы посвятили этому событию пост в социальных сетях больницы, чтобы поддержать и отметить стойкость его характера.— ведь отмечать свое 28-летие вдали от семьи и близких, мягко говоря, непривычно»,— рассказали в медучреждении.
Всего в НМИЦ онкологии имени Петрова работает более 1100 человек. В настоящее время трудится 520 человек — врачей и среднего медицинского персонала, 66 человек находятся в отпуске, 73 — на больничном, из них 18 человек — старше 65 лет, 51 — моложе. На карантине находится единичное количество медицинских работников. «Врачи как военные — уходят с боевого поста только тогда, когда заболевают. Они регулярно проходят тест на COVID-19, продолжая работать в штатном режиме с соблюдением всех противоэпидемических мер»,— отметили в НМИЦ.
Ежедневно в Петербургском онкоцентре работает около 600 человек медицинского персонала, то есть примерно половина от общей численности, которых стараются обеспечить средствами индивидуальной защиты — респираторами, очками и защитными экранами. «Сейчас на карантине находятся три сотрудника из почти полутора тысяч»,— говорит господин Моисеенко.
В Елизаветинской больнице уточняют, что все рабочие совещания сегодня проводятся удаленно либо с помощью видео-конференц-связи, либо с использованием обычных видеозвонков на смартфонах. «Создан чат для заведующих подразделениями и начальников отделов для оперативного информирования о новых ограничительных мероприятиях и приказах с возможностью обратной связи от персонала»,— добавляют в больнице.
Мария Кузнецова https://www.kommersant.ru/doc/4336057